Сравнение люминесцентных и светодиодных ламп освещения школьных помещений.

Световая среда, в которой ребенок пребывает большую часть дня, оказывает существенное влияние на его зрение. Рост случаев развития миопии (близорукости) у детей и подростков во многом связан с неправильной организацией освещения в школах. В последнее время в учебных классах некоторых школ вместо люминесцентных появились светодиодные светильники. Что изменилось с внедрением новой системы освещения?

Как влияет освещение на частоту случаев сильного утомления у детей?

Как известно, при восприятии учебной нагрузки у детей наиболее загружен зрительный анализатор. Поэтому правильный выбор светильников позволяет создать оптимальные условия для запоминания и переработки информации школьниками. В московском НИИ охраны здоровья детей и подростков были проведены исследования на тему влияния люминесцентных и светодиодных ламп освещения на функциональное состояние организма школьников.
Так, исследование частоты случаев выраженного утомления у детей показало, что при люминесцентном освещении (ЛО) работоспособность снижалась быстрее, чем при светодиодном освещении (СО). Особенно заметной была разница между тем и другим у старшеклассников, учебный процесс у которых протекает более напряженно. В результате исследования удалось установить, что при ЛО работоспособность ученика (скорость и точность выполнения данного ему теста) снижалась в 2,8 раза, а к концу урока оказывалась ниже минимально допустимого значения. При СО также наблюдалось некоторое снижение работоспособности к концу занятий – на треть. Но падения ниже нормального показателя не было зафиксировано.
В принципе, состояние утомления развивается при выполнении любой работы и в любых условиях освещенности. Здесь важно следить за тем, чтобы у школьников не наступало переутомление, которое вредит здоровью детского организма. Риск возникновения такого состояния при использовании светодиодных светильников для помещений минимален.

Наличие жалоб неврозоподобного характера у школьников при двух видах освещения

Среди четвероклассников дополнительно провели анкетирование для выявления жалоб неврозоподобного характера. Это позволило определить соответствие условий, при которых проводится школьное обучение, функциональным возможностям детского организма.
Опрос показал удивительные результаты. При оснащенности кабинета светодиодными светильниками для помещений уменьшались жалобы детей на:
• Трудности с концентрацией внимания (на 38 %).
• Волнение по поводу учебы в школе (на 29 %).
• Чувство вялости, усталости к концу дня (на 20 %).
• Трудности с засыпанием (на 20 %).
• Плаксивость (на 19 %).
Таким образом, сравнительный анализ выявил, что при проведении учебных занятий с использованием светодиодных ламп освещения у школьников заметно сокращались жалобы неврозоподобного характера.

Освещение школьных кабинетов и зрение детей

В процессе исследований было обнаружено, что обучение при освещении люминесцентными лампами дается детям намного труднее. Это особенно заметно при работе с компьютером.
А при освещении светодиодными светильниками у школьников было установлено улучшение процессов аккомодации (приспособления глаз к любому расстоянию). Кроме того, при схожей образовательной нагрузке показатели состояния зрительного аппарата при СО не менялись или имели положительную динамику, чего нельзя было сказать о ЛО.
Однако здесь стоит оговориться. В настоящее время установлено также и то, что детский глаз имеет повышенную чувствительность к освещению с большой долей коротковолнового излучения в спектре. Поэтому для установки в детских помещениях рекомендованы только светодиодные светильники, излучающие в длинноволновом диапазоне (с цветовой температурой 2700 К).

Дополнительные преимущества светодиодного освещения школьных кабинетов

Окончательная оценка результатов исследования также показала, что:
• Светодиодные лампы освещения положительно влияют на психоэмоциональное состояние школьников.
• Большинство учеников положительно восприняли условия освещения новыми светильниками, оценив их как комфортные.
• Работа на компьютере в кабинете, оборудованном светодиодными лампами, создает меньшую нагрузку на зрение и нервную систему.
• Светодиодное освещение способствует улучшению показателей работоспособности у детей школьного возраста: качество и скорость выполнения заданий становятся заметно выше.
Таким образом, достоверно установлено: использование в школьных помещениях светодиодных светильников благоприятно сказывается на зрении, работоспособности и самочувствии детей. При правильном подборе осветительных приборов (излучающих в «теплом» спектре), замена люминесцентных ламп светодиодами – оптимальное решение, сделанное в интересах детского здоровья.

Нет комментариев
Добавить комментарий